Уроки игры на шестиструнной гитаре.

Здесь обсуждаем серьезные темы прикладной направленности, делимся мнениями, методиками, ссылками, статьями.

Модератор: Эцилоппы

Сообщение Господин ПЖ » 28-07, 10:31

Урок 1. Немного истории.

Молодой охотник по имени Зоркий Глаз любил по ночам забираться в заброшенную пещеру. Он прихватывал с собой, рискуя жизнью, все луки племени. Здесь он предавался своему любимому занятию: устанавливал луки между камней и искуссными щипками тетивы строил различные мелодии. Со временем, он установил, что звучание тетивы зависит от силы ее натяжения, толщины и длинны. Он научился так подбирать луки, что их тетивы вместе звучали в гармонии и звуки получались поистине чарующими. Однажды, он дал послушать свой самодеятельный концерт своей подруге, Бытрой Пантере, та разболтала своей матери, Одинокой Львице... Долго ли, коротко ли, но весть о чудном мастерстве Зоркого Глаза разлетелась по всему племени и даже за его пределами (люди из других племен любили подслушивать концерты у входа в пещеру). Так родились щипковые инструменты....

Конечно же это шутка: никто не знает как они родились на самом деле: может так, а может не так... Тем не менее, сначала в Элладе появились арфы, затем лютни, после - кифары. Римляне играли на своих кифарах щипками, а мавры били по своим кифарам всей рукой. То ли те, то ли другие, а может и римляне и мавры одновременно, завезли свои кифары на Пиренейский полуостров. Там-то и превратились эти кифары в национальный испанский музыкальный инструмент - гитару. И играют на ней с тех пор и латинским щипком и мавританским боем.

Сперва испанская гитара имела пять струн, но где-то, то ли в Германии, то ли в Италии она обрела шестую (а гораздо позже, в далекой Россиии и седьмую).

В таком окончательно сформировавшемся виде гитара приобрела права серьезного инструмента. На базе этого увеличения её музыкальных возможностей шестиструнная гитара пережила эпоху своего расцвета (с конца XVIII и до XIX века). За этот период гитара выдвинула целый ряд блестящих виртуозов и композиторов, как, например, испанцы Агуадо и Сор и итальянцы Джулиани, Лениани, Каркасси, Карулли, Зани-де-Феранти, Регонди, Моретти и другие. Концертная деятельность этих гитаристов в европейский странах подняла гитару на высокий профессиональный уровень и снискала ей многочисленных приверженцев из числа крупнейших музыкантов, поэтов и писателей. Одни из них- как композиторы Монтеведери, Россини, Гретри, Обер, Доницетти, Верди, Масснэ- использовали гитару в своих операх; другие- как композиторы Люлли, Вебер, Диабелли, Берлиоз, Гуно- сами играли на гитаре; третьи, наконец, как Глинка, Чайковский любили слушать гитару. Особо следует отметить, что знаменитый скрипач Паганини был в то же время прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд прекрасных произведений. Поэты и писатели, как Гете, Кернер, Ленау, Байрон, Шелли, Державин, Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой, Бодлер и многие другие любили гитару и посвятили ей не одну страницу в своих произведениях.

Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, по-видимому, изменением отношения широкой публики к ней, как к старинному и одному из наиболее выразительных народных инструментов. В результате появился ряд исключительно одаренных гитаристов- виртуозов, преимущественно испанцев (Таррега, Льобет, Сеговия, Пухоль и другие), которые довели до совершенства искусство игры на гитаре и поставили гитару наравне с другими традиционными сольными инструментами. И снова, как в эпоху первого расцвета, гитара привлекает к себе многочисленных друзей из числа виднейших композиторов, таких как Турина, Мануэль-де-Фалья, Понс, Руссель других.
Последний раз редактировалось Господин ПЖ 31-07, 11:03, всего редактировалось 1 раз.
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 29-07, 10:05

Урок 2. Устройство гитары.

Итак, вы приобрели себе деревянную подругу. Давайте нежно уложим ее на кровать и ... рассмотрим.

Если на ней нет никаких проводочков и хитрых устройств и сама она толстенькая, то она у вас - классическая, в противном случае - электрическая. :D

В этом выпуске мы рассмотрим устройство классической гитары. В чем ее отличие от акустической электрической сестры? Просто у той все звуки, издаваемые на ней усиливаются с помощью динамика. Поэтому, нет нужды ей быть толстенькой, зато есть нужда в звукоснимателях, регуляторах громкости и т.п. Наша же деревянная подруга должна иметь приличную толщину - чем толще гитара тем более глубокий, звучный у нее голос.

Тело гитары формируется верхней и нижней деками и обечайкой. Нижняя дека - это спина гитары - гладкая фигурная доска, которая прижимается к вам во время игры. Верхняя дека - это ее животик, в котором имеется круглое отверстие, называемое "голосник". Голосник - это ротик гитары, из него и исходят рождаемые ею звуки.

:D ну и что, что рот на животе, зато как поет!


Вокруг голосника расположено декоративное кольцо, называемое "розетка".

:D И в эту розетку можно спокойно совать пальцы.

Рука у гитары всего одна и называется она "гриф". Положение плоскости грифа относительно плоскости верней деки можно изменять: для этого нужен специальный ключ, который можно купить в музыкальном магазине. Изменять его надо для того, чтобы настроить положение струн так, чтобы они были на удобном расстоянии от грифа - не слишком близко (иначе будет дребезжание) и не слишком далеко (иначе трудно будет прижимать лады). Как и положено руке, на конце ее находится кисть (называемая "головка"), имеющая шесть пальцев, называемых "колки".

:D ну и что, что рука одна, зато пальцев шесть

Колковая механика представляет собой валики, на которые накручиваются струны. На конце валиков находятся ручки для кручения - колки. Для металлических струн нужны металлические колки, для нейлоновых - пластмассовые.

На гитаре имеется 2 порожка: верхний (на грифе, в районе "запястья") и нижний - на верхней деке, у самого ее основания. Эти порожки определяют длинну струн. Расстояние между верхним и нижним порожками называется мензурой гитары. Нижний порожек расположен на деревянной подставке, в которую продеваются концы струн. Некоторые разновидности струн держатся на специальных кольцах, некоторые просто завязываются узлом.

На грифе имеются маленькие металлические порожки - лады. Для чего они нужны? А вот для чего: зажимая пальцем струну на участке меду двумя порожками (на ладу) мы укорачиваем натянутый участок струны до порожка, ближайшего к голоснику. А, как известно нам из физики, с укорочением длины струны увеличивается частота ее колебаний, т.е. высота звучания. Таким образом, из гитары можно извлекать не только 6 тонов на открытых струнах, но и еще около 90 полутонов, получаемых зажатием струн на разных ладах. Лады расположены так, что разность высоты звучания на двух соседних ладах составляет ровно полтона.
  • А что такое полутон спросите вы? А это такой диапазон высоты звучания, различия внутри которого неразличимы для нашего уха. Т.е. отличие двух звуков на полтона мы еще способны воспринять, а на меньший интервал - уже нет.
Ну и, наконец, самая важная часть гитары - струны. Струны бывают металлические и нейлоновые. Металлические звучат звонче, зато нейлоновые звучат более лирично и для неопытных пальцев они более щадящи
  • все равно, на первых порах вы изотрете их до крови, но на нейлоновых не так сильно
Снизу натягивается самая тонкая струна, сверху - самая толстая.
Толстые струны называются басовыми, тонкие струны - дискантными. Даже если у вас нейлоновые струны, басовые имеют металлическую оболочку. Профессионалы выбирают посеребренную. К выбору струн стоит отнестись с особым вниманием - от этого сильно зависит качество звучания. Плохие басовые струны быстро изотрутся на ладах и начнут дребезжать. Дискантные вообще могут порваться.


Изображение

Про настройку гитары я расскажу в следующем выпуске, а пока расскажу какие к гитаре требуются аксессуары и для чего они нужны.

1. Чехол. Предохраняет вашу деревянную подругу при транспортировке. Если вам дорога ваша гитара, купите ей хорошую одежду. Она этого заслуживает.

2. Медиатор. Это такая маленкая пластмассовая пластинка в форме капли. Служит для специальных приемов игры, очень хороша для соло.
Советую поискать медиатор с маленькой "пилочкой" на боку - она очень пригодится для "дребезжащего" звучания в романсах. Стоит медиатор обычно 20 рублей. Различаются они по толщине, форме, цвету, оформлению.

Изображение

3. Каподастр. Это приспособление для повышения тональности. Все струны зажимаются на определенном ладу, позволяя повысить тональность гитары без перенастройки. Очень полезная вещь. Стоит примерно 200 рублей.
Изображение

4. Камертон. Устройство для настройки гитары. Является эталоном ноты ля первой октавы.


5. Электронный камертон. Очень удобный прибор. С его помощью можно настроить гитару очень точно, до десятых долей герца. Стоимость около 1000 рублей. Существует компьютерная программа, заменяющая электронный камертон. Есть она и для КПК. Я, например, пользуюсь программой 4Pockets Guitar Tuner (интересующимся могу выслать)

6. Табуретка для левой ноги. При правильной посадке левая нога оказывается чуть выше пола. Это неудобство компенсируется либо постановкой ноги на ногу, либо устновкой ноги на носок (это несколько неудобно) либо специальной табуреточкой. Высота табуретки примерно 20 см. Изготовить ее можно самостоятельно.

7. Ключ для грифа. На некоторых моделях гитар изменение плоскости грифа не предусмотрено, но на большинстве имеется выступ для регулировки. Вам понадобится ключ с квадратной втулкой.



8. Ремень. На некоторых гитарах имеется специальный штырь (в самом низу, на обечайке) для продевания ремня. Другой конец ремня крепится к головке грифа. Ремень вам потребуется если вы захотите выступать стоя.
Последний раз редактировалось Господин ПЖ 31-07, 11:02, всего редактировалось 1 раз.
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 30-07, 22:10

Урок 3. Настройка гитары.

Итак, теперь мы знаем историю гитары, а также ее устройство и аксессуары (кстати, во втором выпуске появилась схема гитары и изображения медиатора и каподастра)

Теперь поговорим о настройке инструмента.

Для настройки нам понадобится один из следующих аксессуаров:
  • камертон
  • электронный камертон
  • программа-камертон
  • любой настроенный музыкальный инструмент
  • генератор звуковых колебаний
  • человек с хорошим слухом
Я пользуюсь программой для КПК 4Pockets Guitar Tuner
http://godmoon.ru/4Pockets-Chromatic-Guitar-Tuner.htm

Итак, предположим, что у вас есть камертон. Ударьте его легонько каким-нибудь твердым предметом, и он зазвенит. Он даст вам ноту ля первой октавы. Пока он звенит, зажмите 1-ю (самую тонкую, самую нижнюю) струну на 5-м ладу (на некоторых гитарах пятый лад обозначен белым кружочком или еще как-то). Теперь легонько ущипните и отпустите зажатую струну пальцем правой руки.

Почувствуйте разницу между звучанием струны и камертона. Если вам кажется, что струна звучит ниже - слегка подкрутите колок 1-й струны, если выше - слегка ослабьте. Повторяйте эту нехитрую процедуру до тех пор, пока струна и камертон не зазвучат в унисон.

:D Чем отличается унисон от унитаза? В унитаз попасть легче!

Вы поймете, что попали в унисон по слиянию двух звуков в один. До того у вас будут четко слышны биения: сначала с кратким, а потом со все более продолжительным периодом. Струна будет настроена когда биения полностью прекратятся.

Настроив первую струну, можно настраивать вторую. Зажмите втрою струну на пятом ладу и добейтесь ее звучания в унисон с первой.

Теперь зажмите третью струну на четвертом ладу и добейтесь звучания в унисон со второй.

Четвертую струну зажмите... нет, не на третьем, а опять на пятом ладу и настройте ее в унисон с третьей.

Пятую струну опять же зажимаем на 5-м ладу и настраиваем в унисон с 4-й.

Шестую струну зажимаем на пятом ладу и настраиваем в унисон с пятой.

Запомнить легко - все зажимаются на 5-м ладу и только 3-я струна на 4-м.

Теперь проверим настройку: шестая струна должна различаться с первой ровно на 2 октавы. Ущипните их одновременно - биений быть не должно. А теперь зажмите 4-ю струну на 5-м ладу и ущипните ее одновременно с шестой, зажатой на 3-м ладу. Различие звуков должно быть ровно на 1 октаву. Биений быть не должно. То же самое должно быть при одновременном звучании 6-й струны, зажатой на 3-м ладу и открытой (не зажатой) 3-й струны.

N.B. Можно проверить настройку и таким образом: если вы сильно ущипнете (только не порвите) шестую струну, первая должна сама задрожать (эффект резонанса) и наоборот, сильное звучание первой спровоцирует дрожание шестой. Чтобы почувствовать дрожание, легонько прикоснитесь к струне пальцем. Если резонанс есть - струна настроена хорошо.

Если у вас есть музыкальный инструмент, то запоминаем следующую фразу:

Милая ляпочка, репку посоли сильно мне!

Изображение

Итак, находим на вашем инструменте ноту ми малой октавы и добиваемся звучания в унисон с ней шестой (самой толстой, самой верхней) струны (милая).

Находим теперь ноту ля малой октавы и унисоним с ней пятую струну (ляпочка)

Четвертую струну настраиваем по ноте ре большой октавы (репку).

Третью струну - по ноте соль большой октавы (посоли)

Вторую струну - по ноте си-бемоль большой октавы (сильно)

И, наконец, первая струна пусть споется с нотой ми первой октавы (мне, по английски - me)

Если у вас электронный камертон, программа или генератор звуковых колебаний, то жить вам значительно легче. Вам не надо чутким ухом улавливать мельчайшие биения звуковых волн, а просто настроить колебания первой струны на частоте 329.63 Гц, второй - на 246.94 Гц, третьей - на 196.00, четвертой - на 146.83, пятой - на 110.00 и, наконец, шестой - на 82.41 Гц

И ВСЕ!!! Настройке вашей гитары позавидуют самые искушенные мастера. ;)

Помните, граждане, от правильности настройки вашей гитары зависит удовольствие ваших слушателей! Не разочаруйте их! :heart: :yes:
Последний раз редактировалось Господин ПЖ 31-07, 11:01, всего редактировалось 1 раз.
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 31-07, 11:00

Урок 4. Посадка гитариста.

Некоторые мастера могут замечательно играть, лежа на спине бревна, в стрельку пьяными, с закрытыми глазами при слабом свете костра (не вру, сам видел). Однако, пока вы не пришили лычку мастера на свой погон, неплохо бы научиться правильной посадке.

Сядьте на стул, выпрямив спину, левую ногу поставьте на табуреточку (см. Выпуск 2.). Возьмите гитару и прижмите нижней декой к груди так, чтобы наивысшая точка корпуса гитары была на уровне солнечного сплетения, а головка грифа - на уровне плеча.

Левой рукой охватите гриф так, чтобы большой палец лежал параллельно плоскости грифа, а остальные свободно располагались на нижних ладах. Большой палец правой руки положите на 6-ю струну (самую верхнюю), а остальные свободно лежат на дискантных струнах. Если смотреть сверху, то большой палец должен перекрещиваться с прочими буквой Х. (Х, в данном случае, означает "Хорошо").

Если нет табуреточки, можно сложить ногу на ногу, но это не очень удобно. Лучше сесть на стул с подставкой и левую ногу поставить на подставку, а правую - на пол (подставка бывает у офисных стульев с колесиками)

Можно повесить гитару на шею и играть стоя.

Урок 5. Приемы звукоизвлечения.

Есть два метода звукоизвлечения: щипковый (латинский) и ударный (мавританский). Щипковый разделяется на пальцевый и ногтевой. В певом случае струну поддевают подушечкой пальцев правой руки, во втором - ногтем. Ногтевой способ более выразителен и по звучанию близок к медиаторному, однако освоить его весьма непросто. И ногти нужно постоянно поддерживать в "рабочем" состоянии (3-5 мм). Можно извлекать звук при помощи медиатора - остреньким концом надо легонько поддеть струну. У медиатора есть свои недостатки: нельзя одновременно щипнуть две и более струны, следовательно неосуществимы некоторые схемы переборов и вальсы.

При ударном звукоизвлечении надо одновременно провести по всем (или почти по всем) струнам. Это можно сделать как всей рукой, так и указательным пальцем (я предпочитаю последнее). Главное, это надо сделать быстро, чтобы звучание всех струн слилось воедино.

Какой метод выбрать основным рабочим - решать вам, но я советую попробовать все.

Итак, попробуйте следующее:
1. Ударьте (легонько, но быстро) пальцем или всей кистью по всем струнам.
2. Ущипните каждую струну подушечами пальцев (кроме большого)
3. Подденьте каждую струну ногтем
4. Подденьте каждую струну медиатором

Научитесь делать все это так, чтобы не было дребезжаний, а звук был ровным и чистым.
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 01-08, 12:28

Урок 6. Упражнения для левой руки.

Перед тем, как начать играть, желательно освоить несколько простых упражнений.

1. Зажмите 1-ю (нижнюю, самую тонкую) струну на 1-м ладу указательным пальцем левой руки (далее УПЛР) и указательным пальцем правой руки (далее УППР) извлеките звук (любым методом). Теперь отпустите УПЛР и зажмите на втором ладу 1-ю струну средним пальцем левой руки (далее СПЛР), извлеките звук УППР. Отпустите СПЛР, зажмите 1-ю струну на третьем ладу безымянным пальцем левой руки (далее БПЛР), извлеките звук УППР. И, наконец, зажмите 1-ю струну мизинцем левой руки (далее МЛР) и извлеките звук УППР.

  • Повторите эту процедуру до тех пор, пока это не станет у вас получаться быстро и четко.


Далее будут использованы следующие обозначения:
N/S/LF/RF - означает, что надо зажать на N-м ладу струну S пальцем LF левой руки и извлечь звук пальцем RF правой руки.

:mrgreen: Не пугайтесь, вам не нужно пришивать к рукам новые пальцы, это всего лишь переменные

Тогда 1-е упражнение будет выглядеть так:
1/1/УПЛР/УППР 2/1/СПЛР/УППР 3/1/БПЛР/УППР 4/1/МЛР/УППР

Итак, переходим к упражнению 2.

2. (прямой ход)
1/1/УПЛР/УППР 2/1/СПЛР/УППР 3/1/БПЛР/УППР 4/1/МЛР/УППР
5/1/УПЛР/УППР 6/1/СПЛР/УППР 7/1/БПЛР/УППР 8/1/МЛР/УППР
9/1/УПЛР/УППР 10/1/СПЛР/УППР 11/1/БПЛР/УППР 12/1/МЛР/УППР

3. (обратный ход)
12/1/МЛР/УППР 11/1/БПЛР/УППР 10/1/СПЛР/УППР 9/1/УПЛР/УППР
8/1/МЛР/УППР 7/1/БПЛР/УППР 6/1/СПЛР/УППР 5/1/УПЛР/УППР
4/1/МЛР/УППР 3/1/БПЛР/УППР 2/1/СПЛР/УППР 1/1/УПЛР/УППР

4. (путаница, прямой ход)
1/1/УПЛР/УППР 3/1/БПЛР/УППР 2/1/СПЛР/УППР 4/1/МЛР/УППР
5/1/УПЛР/УППР 7/1/БПЛР/УППР 6/1/СПЛР/УППР 8/1/МЛР/УППР
9/1/УПЛР/УППР 11/1/БПЛР/УППР 10/1/СПЛР/УППР 12/1/МЛР/УППР

5. (путаница, обратный ход)
12/1/МЛР/УППР 10/1/СПЛР/УППР 11/1/БПЛР/УППР 9/1/УПЛР/УППР
8/1/МЛР/УППР 6/1/СПЛР/УППР 7/1/БПЛР/УППР 5/1/УПЛР/УППР
4/1/МЛР/УППР 2/1/СПЛР/УППР 3/1/БПЛР/УППР 1/1/УПЛР/УППР

:wink: запутались? Отдыхаем...

Урок 7. Упражнения для правой руки.

Теперь потренируем правую руку (левая отдыхает)
обозначение будет теперь такое: S/RF - струну S надо тронуть пальцем RF правой руки. Звуки в скобках надо извлекать одновременно.

1. 3/УППР 2/СППР 1/БППР
2. 1/БППР 2/СППР 3/УППР
3. 3/УППР 2/СППР 1/БППР 2/СППР 3/УППР
4. 3/УППР 2/СППР 3/УППР 1/БППР 3/УППР 2/СППР 3/УППР
5. 3/УППР (2/СППР 1/БППР) 3/УППР
6. (3/УППР 2/СППР 1/БППР)

Теперь ко всем этим упражнениям добавим басы, извлекаемые из басовых струн большим пальцем правой руки (БоППР):

1. 5/БоППР 3/УППР 2/СППР 1/БППР 6/БоППР 3/УППР 2/СППР 1/БППР
2. 5/БоППР 1/БППР 2/СППР 3/УППР 6/БоППР 1/БППР 2/СППР 3/УППР
3. 5/БоППР 3/УППР 2/СППР 1/БППР 2/СППР 3/УППР 6/БоППР 3/УППР 2/СППР 1/БППР 2/СППР 3/УППР
4. 5/БоППР 3/УППР 2/СППР 3/УППР 1/БППР 3/УППР 2/СППР 3/УППР 6/БоППР 3/УППР 2/СППР 3/УППР 1/БППР 3/УППР 2/СППР 3/УППР
5. 5/БоППР 3/УППР (2/СППР 1/БППР) 3/УППР 6/БоППР 3/УППР (2/СППР 1/БППР)
6. 5/БоППР (3/УППР 2/СППР 1/БППР) 6/БоППР (3/УППР 2/СППР 1/БППР)
7. 5/БоППР (3/УППР 2/СППР 1/БППР) (3/УППР 2/СППР 1/БППР) 6/БоППР (3/УППР 2/СППР 1/БППР) (3/УППР 2/СППР 1/БППР)

Повторяйте эти упражнения до тех пор, пока пальцы не запомнят их механически. Т.е. пока вы не перестанете думать когда и куда ставить какой палец. Все должно идти на автомате.

:mrgreen: Сунут вам ночью, во сне, в руки гитару и ваши пальцы должны проделать эти упражнения прямо во время сна!


Краткое замечание: упражнение 6 для правой руки называется "бас-щипок", а 7 - "вальс".

Еще одно упражение:

8. 5/БоППР (3/УППР 2/СППР 1/БППР) (3/УППР 2/СППР 1/БППР) (3/УППР 2/СППР 1/БППР) 6/БоППР (3/УППР 2/СППР 1/БППР) (3/УППР 2/СППР 1/БППР) (3/УППР 2/СППР 1/БППР)

Упражнение 7 пригодится нам для стандартного вальса размером 3/4, а упражнение 8 для особого вальса размером 4/4 (бас - три щипка)
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 02-08, 11:28

Урок 8. Расстояния между звуками.

Наверное, не будет для вас открытием тот факт, что звуки бывают разные... Мы уже знаем с вами, что минимальное различие между звуками, которое может различить среднее человеческое ухо - полтона. Для того, чтобы составить четкую и красивую "палитру" звуков, мы будем рассматривать звуки, различающееся на расстояния кратные полутону. В этом случае мы заметим такой интересный факт: через каждые 12 полутонов звуки повторяются (но на новой высоте). Это значит, что они вместе звучат в унисон, как один звук, и колебания одной струны вызывают резонансные колебания другой струны, если высота их звучания различается на 12 полутонов.
  • Расстояние между звуками в 12 полутонов (или 6 тонов) имеет название октава.
Итак, соорудим звуковую линеечку, для измерения расстояния между звуками. Одно деление этой линеечки будет соответствовать разности звуков в полтона. Напротив 12-го деления напишем - "октава".

Если расстояния между звуками нет (т.е. мы имеем два абсолютно одинаковых звука, на одной высоте), то расстояние между ними называется "прима". Напротив 0-го деления пишем - "прима"

:D прима-балерина, прима-донна

Расстояние в полтона называется "секунда малая", а в один тон - "секунда большая"

:D А вы-то думали, что все секунды одинаковы? Не думай о секундах свысока...

Расстояние в полтора тона называется "малая (минорная) терция", а в 2 тона - "большая (мажорная) терция"

Следующая рисочка на нашей линейке - 2.5 тона - "Чистая кварта".
А 3 тона -

:D ... думаете "грязная кварта"?...

А вот и не угадали - увеличенная кварта. Она же - уменьшенная квинта.

Далее следует "чистая квинта" - 3.5 тона.

Расстояние в 4 тона обозначим как "малая секста"

:D Не путать с сектой и сексом!

Соответственно 4.5 тона - "большая секста".

5 тонов, соответственно, "малая септима", 5.5 - "большая септима"

И, наконец, мы дошли до "октавы" - 6 тонов.

Однако, октавой наша разметка не ограничивается, есть еще:
нона (7 тонов), децима (8 тонов), ундецима (9 тонов), дуодецима (10 тонов), терцдецима (11 тонов) и квартдецима (12 тонов). На этой цифре наша линеечка и заканчивается...

:D Как говорили древние русичи про "колоду", свыше этого числа несть уму человеческому разумети... Кстати, "колода" - это 10 в 48 степени. Интересно, зачем древним русичам были нужны такие цифры?

Стойте, стойте! - скажет нам самый внимательный читатель, - как же так получается? В октаве 6 тонов, но ведь все знают, что в октаве 7 нот - "до-ре-ми-фа-соль-ля-си"! Как же так может быть? А очень просто: между всеми нотами расстояние в 1 тон, а между ми и фа - полтона, также, как и между си и до соседних октав.

Урок 9. Квинт-аккорды

Два звука - хорошо, но как-то неустойчиво. Для устойчивости и красоты звучания им необходим третий.

:D короче, надо сообразить на троих

Такое собрание из трех звуков называется "аккорд" (что по латыни переводится как "согласие")

Если мы расставим три звука так, что между 1-м и 2-м и между 2-м и 3-м будет терция (а между 1-м и 3-м, соответственно, квинта), то у нас будет простейший квинт-аккорд (или просто аккорд). Причем, если вторая терция мажорная, то и аккорд будет мажорный, а если минорная, то и аккорд - минорный.

Первая нота в аккорде называется "тоникой"

:D Не путать с туникой и джином с тоником. Она идет без джина...

... а с "доминантой". Доминанта - это вторя нота, ну а третья, младшенькая, - "субдоминанта".

Давайте теперь построим наш первый аккорд: возьмем в качестве тоники ноту "до", которая у гитаристов называется "С". Теперь отсчитаем от нее большую терцию (2 тона) и получим ноту "ми" (известную среди гитаристов как "Е"). И опять отмерим от нее 2 тона, получим ноту "соль" ("G")

Получился аккорд "до-мажор" (до-ми-соль), обозначаемый как "С".

Как же его сыграть ("взять", как говорят гитаристы) на гитаре?
6-я струна у нас не играет (мы ее не трогаем вообще),

На 5-й струне зажимаем безымянным пальцем 3-й лад. Он даст нам основной звук "до" (тонику), на 4-й струне зажимаем средним пальцем2-й лад. Он даст нам ми (доминанту), 3-я струна остается открытой. Она дает нам "соль" - субдоминанту. 2-я струна зажимается указательным пальцем на 1-м ладу и дает "до" (дублирует тонику), 1-я струна остается открытой и дублирует нам доминанту "ми".

Это все безобразие обозначается так: [x32010]
порядок струн - 654321, х - струна не играет, 3 - зажата на 3-м ладу, 0 - не зажата (открыта) и т.д.
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 03-08, 11:52

Урок 9. Квинт-аккорды (продолжение)

Итак, на прошлом уроке мы с вами построили 1-й аккорд до-мажор (C).

[x3!2010] Восклицательным знаком я выделил основной бас. Это значит, что в приемах игры "бас-аккорд", "бас-щипок", "вальс", различных переборах (см. далее), при чередовании басов этот бас должен звучать первым (а при отсутствии чередования - единственным).

Аналогичным образом, отсчитывая по терции от ноты "ре", получим аккорд "ре-мажор" (D)

[xx0232] Здесь нет смысла выделять основной бас, т.к. он и так единственный. Это 4-я открытая струна - "ре" (D), она же - тоника.
Доминанта, соответственно, "ля" (A), субдоминанта - "фа-диез" (F#)

Далее, от ноты "ми" получаем "ми-мажор" (E):
[0!22100] Тоника - "ми" (E), доминанта "си" (H), субдоминанта "соль-диез" (G#)

От ноты "фа" получаем "фа-мажор" (F):
[1!33211] Тоника - "фа" (F), доминанта "до" (C), субдоминанта "ля" (А)

- Стойте, стойте! - опять скажет внимательный читатель, - тут же требуется зажимать все 6 струн! Как же так?! У меня же всего 5 пальцев на левой руке, и один из них - большой, который просто держит гриф!

Успокоим внимательного читателя: весь первый лад можно зажать одним указательным пальцем, положив его на весь лад плашмя. Этот прием называется "барэ".

- но ведь 5-я, 4-я и 3-я струны должны быть зажаты не на 1-м, а на 3-м и 2-м ладах? - не успокаивается внимательный читатель...

Ну так у нас как-раз свободны 3 пальца: мизинец зажимает 5-ю струну на 3-м ладу, безымянный - 4-ю струну на 3-м ладу, а средний - 3-ю струну на 2-м ладу.

- Хм... скажет внимательный читатель, - а что ж это получается? Три струны будут зажаты дважды?

Да, ответим мы, ну и что? Действитеьно только ближайшее к голоснику зажатие. После него на струне хоть танцевать можно, звук от этого не изменится.

Строим аккорды дальше: от ноты "соль" получаем аккорд "соль-мажор" (G):

[3!20003] Тоника "соль" (G), доминанта - "си" (Н), субдоминанта - "ре" (D)

Ля-мажор (А):

[x0!2220] Тоника "ля" (А), доминанта - "ми" (Е), субдоминанта - "ре"(D)

Си-мажор (H):

[22!4442] (баре на 2-м ладу) Тоника "си" (Н), доминанта - "фа-диез" (F#), субдоминанта - "ре-диез"(D#)

Смещая субдоминанту на полтона вниз получим минорные аккорды:

:D Оказывается разница между весельем и грустью всего полтона.

Итак:
[33!5543] "до-минор" (Cm) (барэ на 3-м ладу)
[xx0!231] "ре-минор" (Dm)
[0!22000] "ми-минор" (Em)
[1!33111] "фа-минор" (Fm) (барэ на 1-м ладу)
[3!55333] "соль-минор" (Gm) (барэ на 3-м ладу)
[00!2210] "ля-минор" (Am)
[22!4432] "си-минор" (Hm) (барэ на 2-м ладу)

Эти же аккорды могут быть взяты и другими способами, я привел здесь лишь наиболее простые. Например, тот же Am можно взять как [5!77555] (с барэ на 5-м ладу)

Итак, мы теперь знаем основные аккорды. Теперь надо их выучить наизусть, как "Отче наш", ибо в процессе игры на вспоминание времени не будет. Вы должны их запомнить не умом, а пальцами, как запомнили упражнения из урока №7. Кстати, те упражнения сейчас нам потребуются:

Задание:

Повторите все упражнения из урока №7, но не с открытыми струнами, а каждым из вышеприведенных мажорных и минорых аккордов. Запомните, как они звучат.
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 04-08, 19:06

Урок 10. Секст-аккорды

Итак, перейдем к более сложным и более редким аккордам, у которых расстояние между "крайними" звуками - секста, т.е. 4 или 4.5 тона. Эти аккорды состоят из 4-х нот. К последней ноте квинт-аккорда добавляется секунда, которая с первой нотой составляет сексту.

Итак, до-мажор-секст (C6)

[032210] Здесь к ноте соль добавилась секунда ля. (2-й лад на третьей струне)

Аналогично получаются и остальные секст-аккорды:

ре-мажор-секст (D6)

[xx0202]

ми-мажор-секст (Е6)

[022120]

фа-мажор-секст (F6)

[1х0210]

соль-мажор-секст (G6)

[212120]

ля-мажор-секст (А6)

[002222]

си-мажор-секст (Н6)

[021102]

То же самое есть и для минорных квинт-аккордов:

до-минор-секст (Cm6)

[03х243]

ре-минор-секст (Dm6)

[хх0201]

ми-минор-секст (Еm6)

[022020]

фа-минор-секст (Fm6)

[1х0110]

соль-минор-секст (Gm6)

[3х2330]

ля-минор-секст (Аm6)

[002212]

си-минор-секст (Нm6)

[02х132]

Урок 11. Септ-аккорды

В септ-аккордах добавочная четвертая нота не секунда, а терция, поэтому расстояние между первой и последней нотой - септима.

до-мажор-септ (C7)

[032310] вместо сексты ля добавляется септима си.

ре-мажор-септ (D7)

[xx0212]

ми-мажор-септ (Е7)

[020100] или [022130] (последний вариант более распространен и получается добавлением к аккрду E ноты ре, получаемой зажатием второй струны на третьем ладу мизинцем левой руки).

фа-мажор-септ (F7)

[131211]

соль-мажор-септ (G7)

[320001]

ля-мажор-септ (А7)

[002020] или [002223] (я больше люблю второй вариант - его ставить проще - на втром ладу указательным пальцем ставится "полубарэ" до 4-й струны, а мизинец дополняет аккорд на 3-м ладу 1-й струны.)

си-мажор-септ (Н7)

[021201]

То же самое для минорных аккордов:

до-минор-септ (Cm7)

[013121] (полубарэ на 1-м ладу до 5-й струны)

ре-минор-септ (Dm7)

[хх0211] (удобно тоже поставить полубарэ на 1-м ладу до 3-й струны и средним пальцем зажать третью струну на 2-м ладу)

ми-минор-септ (Еm7)

[022030]

фа-минор-септ (Fm7)

[1х1110] здесь барэ не ставить - 1-я струна должна быть не зажата.

соль-минор-септ (Gm7)

[3х3330] - то же замечание, что и к Fm7

ля-минор-септ (Аm7)

[002010]

си-минор-септ (Нm7)

[010101]

Есть еще и нон-аккорды и деци-аккорды и т.д. вплоть до 13-й ступени, но помнить их все не обязательно. Если такой аккорд встретится в вашей любимой песне, вы его запомните, а просто так запоминать все не стоит - только голову перегружать. Они все имеются в специальных справочниках, к тому же, почти везде дается табулатура к сложным аккордам.

Для начала будем считать знание квинт, секст и септ-аккордов достаточным для изучения основ игры на гитаре.
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 05-08, 11:39

Урок 12. Последовательности аккордов.

Идет концеpт, гpуппа игpает. Мысли музыкантов:
Солист: "Вау, как я пою! Как я тpясу хаиpом! Все девчонки в зале мои!"
Удаpник: "Эх, какой я pитм выдаю! Угаpно, быстpо, технично. Девчонки пpосто стонут!"
Ритм-гитаpист: "Ух ты, какой я аккоpд взял, зашибись! Все девушки от этого балдеют!"
Соло-гитаpист: "Во, какой я соляк выдал! Какой дpайв! Девчонки пpосто плачут!"
Бас-гитаpист: "До, pе, соль. До, pе, соль. До, фа, pе, соль..."


Итак, мы с вами знаем все ноты и большинство аккордов. Готовы ли мы теперь играть? Пока нет, и вот почему:

Предположим, мы знаем весь алфавит некоего языка. И знаем многие слова на этом языке. Однако, мы не сможем писать правильно на этом языке, пока не узнаем, как эти слова складываются в предолжения.

У музыки свой алфавит - это ноты. У музыки свой словарь - это аккорды. И, как слова складываются в предложения, так аккорды складываются в последовательности аккордов, образующие аккомпанемент к любой мелодии.

Итак, распишем аккорды последовательно, присвоив каждому номер по порядку (ступень)

C - до - 1
D - ре - 2
E - ми - 3
F - фа - 4
G - соль - 5
А - ля - 6
Н - си - 7

С какого аккорда начинается последовательность определяется тональностью мелодии. Одну и ту же мелодию можно исполнить в разных тональностях. какую из них выбрать, зависит от голосовых возможностей солиста. Например, если тональность слишком высока для исполнителя (т.е. некоторые ноты он не может "взять"), то ее нужно понизить на полтона, на тон или на несколько тонов.
Рассмотренная выше схема - основа для тональности до-мажор.

Аккорд, расположенный на 1-й ступени, называется тоника, в до-мажоре это С. Аккорд, расположенный на 4-й ступени называется субдоминанта. В до-мажоре это F. Аккорд, расположенный на 5-й ступени называется доминанта. В до-мажоре это G.

Итак, главная последовательность в до-мажоре: C-F-G-C

Остальные аккорды являются дополнительными, это аккорды, расположенные на 2-й, 3-й, 6-й и 7-й ступенях. В до-мажоре это:
D - E - A - H

Аккорды расположенные на этих ступенях образуют мажорное или минорное трезвучие. В последнем случае надо вместо мажорных аккордов подставить минорные. На 2-й, 3-й и 6-й ступени образуются минорные трезвучия:

Dm - Em - Am

На 7-й ступени образуется диссонирующее уменьшенное трезвучие, создающее напряженное звучание и предназначенное для кульминационных моментов мелодии. В до-мажоре это Hm

Еще может быть на 7-й ступени до-мажора аккорд Н7

На 5-й ступени главной последовательности может располагаться доминант-септ аккорд, т.е. в качестве доминанты будет не G, а G7:

C - F - G7 - C

Итак, теперь мы знаем достаточно, чтобы построить "предложения":

1. C - F - G7 - C
2. C - F - C - G7 - C
3. C - G7 - C - F - G7 - C
4. C - Am - Dm - F - G7 - C
5. C - A7 - Dm - G7 - C
6. C - G7 - C - A7 - F - G7 - C
7. C - Em - Am - F - G7 - C
8. C - Em - Am - Dm - G7 - C
9. C - E7 - Am - F - G7 - C
10. C - Em - A7 - Dm - G7 - C
11. C - Em - H7 - C - F -G7 - C
12. C - G - F - A7 - Dm - G - C
13. C - F - Fm - C - Dm - G7 - C

Задание: проиграйте каждую последовательность из этого списка по упражнениям из 7-го урока.

Отец подарил сыну на 14-летие бас-гитару. Довольное чадо возвращается после первого урока и заявляет родителю:
- Сегодня я выучил первые пять нот на струне G!
После второго урока:
- Сегодня - первые пять нот на струне D!
Третье занятие:
- Первые пять нот на струне A!
Четвертое:
- Первые пять нот на струне Е!
Отец его и спрашивает:
- Сынок, а как же школьные задания?
В ответ:
- Па, мне некогда. Завтра концерт.
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 06-08, 11:54

Урок 13. Последовательности аккордов (продолжение).

Подходит как-то барабанщик к гитаристу и говорит: "Что мне делать, меня никто не замечает, я на заднем плане сижу, почти всю работу делаю за группу, а вся слава гитаристу достается, подскажи, как мне стать гитаристом, чтоб меня все на улицах замечать стали"
Гитарист ему отвечает:"Все очень просто: купи себе Fender, примочку подрайвовей, а чтоб совсем крутым стать так еще и на процессор не поскупись, выучи пару аккордов и все тебя сразу замечать станут".
Барабанщик обрадовался, взял дома кучу денег, прибегает в магазин и говорит:"Мне, пожалуйста, Fender, примочку самую драйвовую и процессор самый дорогой".
Продавщица:"Я бы с радостью, но, видите ли, молодой человек, это РЫБНЫЙ магазин!



Итак, продолжим наши изыскания. В прошлом выпуске мы с вами освоили последовательности, начинающиеся с аккорда "до-мажор". В этом выпуске будут перечислены остальные последовательности.

Последовательности "ля-минор" (для меня это - базовые последовательности, т.е. наиболее удобные для моего голоса, у вас может быть иначе)

1. Am Dm E7 Am
2. Am Dm G7 C Am Dm E7 Am
3. Am Dm F Am Dm E7 Am
4. Am F C E7 Am
5. Am G F E7 Am
6. Am Em C G F G Am
7. Am E7 Am F E7 Am
8. Am A7 Dm E7 Am H7 E7 Am
9. Am E7 Gm A7 Dm E7 Am
10. Am A Dm G C H7 E Am (эта последовательность - наиболее популярная в нашем гитарном кружке)

Последовательность "Соль-мажор"

1. G C D7 G
2. G Em A7 D G Em D7 G
3. G Em C G C D7 G
4. G Em D D7 G
5. G F E D7 G
6. G D Hm Em Am D7 G
7. G D Em C D7 G
8. G H7 Em G H7 Em D7 G
9. G D7 Hm G Cm D7 G

Последовательность "ми-минор"

1. Em Am H7 Em
2. Em Am D7 G Em Am H7 Em
3. Em Am C Em Am H7 Em
4. Em C G H7 Em
5. Em D C H7 Em
6. Em Hm G D C D Em
7. Em H7 Em C H7 Em
8. Em D7 H7 Em Am F#7 H7 Em
9. Em E7 Dm E7 Am H7 Em

F#7 - это аккорд "фа-диез-септ", все ноты, входящие в аккорд F7 повышаются на полтона. На гитаре это делается очень просто - ставится F7 и рука смещается в той же позиции на один лад вправо (в сторону голосника). Получится [242322] (барэ на втором ладу)

Аналогичным образом получаются и другие аккорды с диезом (#).

Задание: проиграть все приведенные последовательности с упражнениями из 7-го урока.

Жена бас-гитариста возвращается из магазина домой и, поднимаясь по лестнице, слышит дикий шум, ругань и детские крики..
Она влетает в квартиру, а там муж с утюгом в руке бегает вокруг стола за ребенком, тот уворачивается и визжит.
-???!!! Ты чего?!
- Да представляешь, поганец, колок на басу повернул, и не говорит, какой!
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 07-08, 12:32

Урок 14. Траспонирование аккордов

Сидят два панка. Один на гитаpе тpенькает и подпевает:
-Блинннн! Блинннн!
Час игpает:
-Блинннн! Блинннн!
Два игpает:
-Блинннн! Блинннн!
Второй вдруг:
-Запиши слова, за душу взяло!!!


Итак, вы раздобыли текст вашей любимой песни с аккордами (замечу в скобках, что для многих произведений подбор аккордов - достаточно трудное занятие и хорошо получается только у достаточно натренированных товарищей, обладающих хорошим слухом, поэтому по началу лучше искать готовые аккорды к песням). Начали играть и петь и тут вам стало ясно - вы эту тональность не вытягиваете.
Либо не можете опуститься так низко, либо даете "петуха".
Однако отчаиваться не стоит - дело вполне поправимо. И поможет нам в этом таблица транспонирования аккордов:

http://accord6.narod.ru/trans.htm

Итак, в вашей песне, например последовательность такая:
Am A Dm G C H7 E Am

Преобразуем ее в Em:

Em E Am D G F#7 H Em

Есть для этого и специальные программы, например такая:

http://softsearch.ru/programs/93-336...download.shtml

Таким образом, любую последовательность аккордов можно преобразовать в удобную вам (вашим рукам и вашему голосу).

На улице недалеко друг от друга подрабатывают два гитариста - молодой и старый. Молодой музыкант показывает суперскоростную технику, "пилит" по всему грифу, сногсшибательно импровизирует, а старый скромно стоит в сторонке и извлекает вдумчиво пару-другую нот. Около молодого гитариста - никого, около старого - толпа народу.
Один слушатель не выдержал, подошел к старому музыканту и спрашивает: "Как так получается, что тот молодой музыкант быстро играет, показывает фантастическую технику, и его никто не слушает, а вы спокойно играете несколько нот и вас слушает толпа народу?" Старый музыкант подумал и ответил: "Он только еще ищет свою ноту, а я уже нашел..."
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 08-08, 13:21

Урок 15. Ритмы

Чем похожи гитарист и клавишник? Тем, что их инструменты для них как девушки.
А чем они отличаются?
А тем, что для первого его гитара - любимая и единственная (пыль сдувает, заботится), а для второго - сегодня здесь поиграл, завтра - там...



Сегодня мы с вами разучим наиболее популярные ритмы. Ритмы - штука универсальная, они пригодятся вам и для рока, и для туристических песен, и для маршей, и для военных песен, и много для чего еще.

Для того чтобы освоить ритмы, надо запомнить базовые движения:

D - провести по всем струнам кистью руки или одним указательным пальцем сверху вниз.

U - то же, что и D, но снизу вверх.

Dб - то же, что и D, но большим пальцем

D* - то же, что и D, но с прижатием струн. Т.е. провести по струнам рукой и тут же все струны прижать, чтобы заглушить звучание.

U- - то же, что и U, но не касаясь струн (т.е. просто поднять кисть, пронеся ее мимо струн, беззвучная операция)

D- - то же, что и U- только сверху вниз

Итак, теперь можно приступить к разучиванию ритмов:

Ритм единица

Это очень суровый ритм. Подходит для песен, где каждая фраза как отрубается. Можно использовать как маршевый ритм.

Суть его в том, что вы делаете D U- на каждом такте.
  • Естественно, не забывая при этом переставлять аккорды левой рукой.
Попробуйте сыграть этим ритмом песню "Вершина" Владимира Высоцкого. На каждом ударном слоге делайте D U-. Перед исполнением песни - короткое вступление из четырех D U- с интервалом в 1 такт.

Этот ритм - самый простой, какой только можно придумать. Однако, поэтому он и не очень интересен и мало где применим. Я его привожу скорее для обучения дальнейшим, более сложным ритмам.

Ритм двойка

Состоит из двух действий: D U Применение примерно то же, что и для единицы.

Ритм тройка

Состоит из четырех действий: D U- D* U (из трех звучащих действий). Этот ритм используется во многих туристических песнях. Его можно играть с разным темпом, а также с разными интервалами между действиями, например, если давать большой акцент на U- (задержка), то "тройка" будет "прихрамывать" (ритм "хромая тройка"), что бывает весьма интересно для некоторых песен.

Ритм четверка

Четверка, как и тройка состоит из четырех действий, но только теперь каждое из них - звучащее: D U D* U Попробуйте сыграть четверкой, например, "А все кончается, кончается, кончается". Вообще - четверка - это универсальный ритм туриста :D Почти все простые, бодрые, веселые песни легко играются на этом ритме.

Есть и разновидности четверки - "хромая четверка" - большая пауза между D и U. Этот ритм хорошо подойдет, например, для песни "Сиреневый туман".

Другая разновидность - четверка с басом: Dб U D* U, причем Dб играется не по всем струнам, а только по тонике аккорда - основному басу: в C - это 6-я струна, в D - 4-я, в E - 6-я, в F - 5-я, в G - 6-я, в A - 5-я и т.д. Остальные же действия делаются как обычно по всем струнам. Попробуйте сыграть этим ритмом песню Виктора Цоя "Город".


Ритм пятерка

Этот ритм больше характерен для баллад: D U- D U D U
Причем на U- делается акцент. Можно использовать и пятерку с приглушением: D U- D U D* U Попробуйте сыграть с этими ритмами песню "Прогулки по воде" Наутилуса.

Ритм шестерка

Этот ритм очень популярен для попсовых песен: D U- D* U D- U D* U
Попробуйте сыграть с этим ритмом песню Ю.Лозы "Плот".

Шестерка также может играться с басом (Dб U- D* U D- U D* U) или "прихрамывать" (D U- D* U D- (пауза) U D* U)

Ритм семерка

Довольно замысловатый ритм. Есть 3 разновидности:

1) 3 + 4: D U- D* U D U D* U (сначала тройка, потом четверка)
2) 4 + 3: D U D* U D U- D* U (сначала четверка, потом тройка)
3) D U D* U D- U D* U (напоминающий шестерку, только со звучащим вторым тактом)

Ритм восьмерка

Этот ритм за его насыщенность, темперамент, экспрессию можно назвать цыганским. И он к тому же часто встречается в цыганских песнях. Ритм сложный, но все же его стоит разучить.

D U- Dб U D U- Dб U D U
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 09-08, 14:12

Урок 16. Играем по нотам

Игра по аккордам позволяет нам аккомпанировать исполнению практически любой песни, однако истинное мастерство гитариста начинается с освоения сольфеджио - нотной граммотности и умению играть мелодию соло по нотной записи (или по памяти).

Что значит играть соло? Когда вы играете аккордами, основная нить мелодии строится голосом (или голосами). Как вариант, мелодию воспроизводит другой инструмент, например, флейта или скрипка. Гитара же в этом случае лишь расцвечивает и услиливает мелодию. Фактически, она выполняет роль хлопающих или топающих зрителей, задающих такт при пении "а капелла" (т.е. без инструментов).

Однако - гитара - богатый и вполне самодостаточный музыкальный инструмент и вполне достойна того, чтобы играть первую роль и самой строить мелодию. Воспроизведение основной темы мелодии на гитаре это и есть игра соло, т.е. водиночку. При этом уже не нужен голос или другой инструмент, гитара все делает сама. Можно разделить мелодию на две темы: основную и фоновую и распределить ее между двумя гитарами. Интересен вариант, когда одна гитара играет соло, а другая помогает ей аккордами.

Однако, чтобы играть по нотам, придется освоить основы нотной граммотности - сольфеджио. И не только освоить, но и научиться переводить нотную запись на язык гитары. Проще говоря, знать, какая нота на нотном стане играется на какой струне и на каком ладу.

Специально для этой цели я разработал для вас учебное пособие, которое вы можете скачать по этой ссылке:

http://www.box.net/shared/t2jkv0kpr4

Как им пользоваться? Очень просто:

1. Находите ноту на нотном стане
2. Смотрите какие кружки находятся в пособии на той же линейке
3. Определяете, к каким гитарным струнам они принадлежат (верхний косой ряд (серого цвета) - 1-я струна, 2-й косой ряд (белого цвета) -
2-я струна и т.д.
4. В каждом кружке указана цифра - номер лада, который надо зажать, чтобы получить искомую ноту (0- открытая струна)

Слева на нотном стане изображен скрипичный ключ (ключ соль), который помогает вам ориентироваться на нотном стане. Нижняя линеечка - нота ми (малой октавы), вторая, вокруг которой обвивается ключ - нота соль, третья - нота си, четвертая - ре (большой октавы) и последняя (верхняя) - фа.

Соответственно, между линеечками находятся ноты: ре, ля, до, ми.

Если нота расположена над верхеей линеечкой, это нота соль (большой октавы), под нижней - ре (малой). Для более высоких и более низких нот используются приставные линеечки. Их может быть несколько, как вверху, так и внизу.

Знак # (диез) смещает ноту на полтона вверх, а b (бемоль) - на полтона вниз. Знак "бекар" отменяет действие диезов и бемолей.
На гитаре диез означает смещение на 1 лад вправо, а бемоль - на 1 лад влево. Если мы смещаемся влево относительно открытой струны(нулевого лада), то следует на предыдущей (более низкой) струне найти лад, повторяющий открытую исходную струну и сместиться влево на 1 лад. Если исходная струна - шестая (самая низкая, самая толстая), то звук ниже, чем на открытой шестой струне воспроизвести на гитаре нельзя*. Увы... Впрочем, такие низкие ноты вам вряд ли встретятся.

---
* разве что, если перенастроить гитару пониже.
Господин ПЖ Не в сети

Аватара пользователя
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3777
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Junkyard » 17-11, 23:13

Скажу как профессиональный музыкант: пацсталом, наверх и снова пацстол. Смиялсо тоисть. :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
Нельзя объять необъятное. Но можно туда засунуть!
Junkyard Не в сети

Аватара пользователя
Малиновые штаны
Малиновые штаны
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 17-09, 00:50

Сообщение Amerita » 08-04, 19:10

Скачиваешь старый добрый самомучитель и со всех азов начинаешь его дергать, а то так всю жизнь по аккордам играть только и сможешь.
Amerita Не в сети


Пришелец
Пришелец
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09-09, 12:11

След.

Вернуться в Технологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
ИЦ PR
Мини-чат